Блог адвоката

Вызов на допрос в налоговую. Как подготовиться и как себя вести?

В последнее время мне поступает много запросов по сопровождению работников организации, которых налоговая вызывает на допрос. В данной статье делюсь своим опытом и рекомендациями, что бы общение с налоговой прошла максимально спокойно и плодотворно для вас и вашей компании.

Прежде всего нужно понимать, что вызов для дачи пояснений – это никакой не допрос, а необходимость пояснений по возникшим у инспектора вопросам. Процессуально дача пояснений может быть оформлена либо как непосредственно пояснения налогоплательщика (пп.4 п.1 ст.31 Налогового кодекса РФ) или как свидетельские показания (п.1 ст.90 Налогового кодекса РФ).

В качестве свидетелей могут быть опрошены только лица, не заинтересованные в исходе дела (т.е. это не сам налогоплательщик, ни директор или главный бухгалтер организации). Подробнее об этом разграничении можно почитать в п.5.1 Письма ФНС России от 17.07.2013 N АС-4-2/12837 "О рекомендациях по проведению мероприятий налогового контроля, связанных с налоговыми проверками".

Из практики наиболее частыми причинами налоговых уведомлений о явке для дачи пояснений являются:

- подозрительно низкая налоговая нагрузка по сравнению со среднеотраслевыми показателями;

- частые убытки, отраженные в отчётности, превышение расходов над доходами;

- расходные договоры, не имеющие экономического смысла для компании;

- камеральная или выездная налоговая проверка, вашей компании или ее контрагентов;

- уровень средней заработной платы работников ниже регионального и отраслевого;

- смена юридического адреса или руководителя общества;

- существенные суммы налоговых вычетов или возмещений. Особенно опасным является возмещение НДС.

Для выявления реальной причины и сути интереса инспектора, необходимо тщательно изучить полученное налоговое уведомление. Когда причина вызова из уведомления до конца неясна, помогает звонок инспектору, для уточнения деталей.

Если снованиями для вызова являются взаимоотношения с определенными контрагентами за конкретный период времени, желательно сразу подготовить папку с документами по взаимоотношениям, в которую войдут договоры, накладные или УПД, доверенности, акты сверки, карточка счета (обороты), документы должной осмотрительности, переписка и т.д. С указанных документов снять копии и взять их с собой на встречу с инспектором.

В качестве вопросов могут быть как вопросы по теме заявленной в уведомлении так и дополнительные. На моей практике было много случаев, когда инспектор пытаясь выяснить номинальность руководителя организации задает ему вопросы об образовании, опыте работы на аналогичных должностях, знаний основ экономики и бухгалтерского учета и т.д. В любом случае ко всем вопросам инспектора нужно относиться спокойно, выбирая наиболее оптимальные варианты ответов. Помните, что навязывать конкретные ответы, выносить собственные суждения, оскорблять или унижать опрашиваемого, инспектор не имеет права.

Практические рекомендации опрашиваемому лицу:

- как бы мило не улыбался инспектор, он не на вашей стороне, ни при каких условиях это нельзя забывать и делиться с ним информацией на дружеских началах;

- для эффективного опроса, необходимо придерживаться вежливого делового тона, не переходите на личности, обращайтесь к инспектору только на «вы». На практике это укрепляет высказываемую позицию и не дает возможность «втереться в доверие»;

- не теряйте фокус с сути заданных вопросов, нужно отвечать максимально кратко и четко. Не стоит погружаться в лишние детали, которые не имеют отношение к заданному вопросу, иначе это породит новые;

- если передаете копии документов, делайте это по реестру. Любая передача документов должна быть осознанной, не передавайте лишнее;

- при неудобном вопросе, ответ на который может быть использован против вас, вы вправе воспользоваться ст.51 Конституции РФ и не свидетельствовать против себя и своих близких;

- если у вас нет ответа на вопрос, старайтесь не говорить «не знаю», «не помню и т.д.», вместо этого нужно просить дополнительное время на подготовку ответа.

Если прийти в назначенный день не получается, необходим заранее связаться с инспектором и согласовать иную дату. Неявка к инспектору в указанное время, наверняка привлечёт дополнительное внимание к проверяемой организации, а неявившееся лицо будет привлечено к административной ответственности, предусмотренной ст.19.4 КОАП РФ.

Важно понимать, что дача пояснений — это не формальная процедура, а часть мероприятия налогового контроля. По результатам беседы будет составлен протокол, содержащий задаваемые вопросы и ответы на них. В рамках налогового производства протокол будет рассматривать в качестве полноценного доказательства, в том числе в случае привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности.

Многолетняя практика моя и моих коллег, доказала, что при явке на беседу с инспектором с адвокатом или аудитором. Это позволит не только более качественно к ней подготовиться, но и провести ее в более спокойном формате и самое важное без осуществления давления. Протокол такой беседы тщательно вычитывается адвокатом, во избежание указания лишней, отсутствовавшей при беседе информации, которая может навредить налогоплательщику. Важно помнить, что только консультации с адвокатом и аудиторами защищаются специальным законодательством о профессиональной тайне, иные представители налогоплательщика могут быть допрошены в качестве свидетелей.

Понравилась статья? Подпишитесь на телеграм-канал адвоката.

← к другим статьям
2025-10-24 15:20