Все организации и индивидуальные предприниматели используют в свое деятельности различные виды договоров. На практике обмен подписанными договорами происходит различными способами, я разберу наиболее часто используемы, а также их плюсы и минусы.
Первый способ – обмен сканированными версиями договоров по электронной почте. Несомненным плюсом данного способа является быстрый выход на сделку. А вот проблемы возникают тогда, когда между сторонами договора возникает спор. В данном случае контрагенты нарушители оспаривают сам факт подписания договора, ссылаясь на то, что у них другая официальная электронная почта. Если по такому договору были оплачены деньги, взыскать в судебном порядке их можно, а вот право на неустойку и штрафы, с большой вероятностью будет утеряно. Более крупной проблемой может быть отгрузка товара по скан копии доверенности, так как доказать факт ее выдачи конкретным лицом будет крайне затруднительно. Что бы обезопаситься при выборе данного способа взаимодействия с контрагентом, необходимо убедиться, что используемый адрес электронной почты действительно имеет отношение к вашему контрагенту и даже после подписания договора по электронной почте, впоследствии обменяться его оригиналами.
Второй способ – обмен оригиналами договора по почте. Конечно, это не так быстро, как обменяться электронными версиями договора, но наличие оригинала, подписанного обеими сторонами договора, всегда будет преимуществом перед его сканированной версией. На практике встречаются ситуации, когда и оригиналы договоров подписываются неуполномоченными лицами, поэтому важно убедиться, что договор подписало лицо, указанное в ЕГРЮЛ, во всех остальных случаях у подписанта должна быть доверенность с полномочиями подписывать договоры.
Третий способ – подписание договора через систему электронного документооборота (ЭДО). Это, на мой взгляд самый эффективный и защищенный метод подписания, но важно понимать следующие нюансы. Всего существует три вида электронных подписей – простая (ПЭП), усиленная неквалифицированная (НЭП) и усиленная квалифицированная (КЭП). Из всех электронных подписей, юридическую силу имеет только КЭП (п.1 ст. 6 федерального закона от 06.04.2011 №63-ФЗ), которая приравнивается к собственноручной подписи. Если вы не уверены в том, какую подпись будет использовать ваш контрагент, то предварительно необходимо подписать «бумажное» соглашение об использовании ЭДО. Использование такого соглашения прямо предусмотрено в п.2 ст. 6 федерального закона от 06.04.2011 № 63-ФЗ и легализует подписи НЭП и ПЭП.
Первый способ – обмен сканированными версиями договоров по электронной почте. Несомненным плюсом данного способа является быстрый выход на сделку. А вот проблемы возникают тогда, когда между сторонами договора возникает спор. В данном случае контрагенты нарушители оспаривают сам факт подписания договора, ссылаясь на то, что у них другая официальная электронная почта. Если по такому договору были оплачены деньги, взыскать в судебном порядке их можно, а вот право на неустойку и штрафы, с большой вероятностью будет утеряно. Более крупной проблемой может быть отгрузка товара по скан копии доверенности, так как доказать факт ее выдачи конкретным лицом будет крайне затруднительно. Что бы обезопаситься при выборе данного способа взаимодействия с контрагентом, необходимо убедиться, что используемый адрес электронной почты действительно имеет отношение к вашему контрагенту и даже после подписания договора по электронной почте, впоследствии обменяться его оригиналами.
Второй способ – обмен оригиналами договора по почте. Конечно, это не так быстро, как обменяться электронными версиями договора, но наличие оригинала, подписанного обеими сторонами договора, всегда будет преимуществом перед его сканированной версией. На практике встречаются ситуации, когда и оригиналы договоров подписываются неуполномоченными лицами, поэтому важно убедиться, что договор подписало лицо, указанное в ЕГРЮЛ, во всех остальных случаях у подписанта должна быть доверенность с полномочиями подписывать договоры.
Третий способ – подписание договора через систему электронного документооборота (ЭДО). Это, на мой взгляд самый эффективный и защищенный метод подписания, но важно понимать следующие нюансы. Всего существует три вида электронных подписей – простая (ПЭП), усиленная неквалифицированная (НЭП) и усиленная квалифицированная (КЭП). Из всех электронных подписей, юридическую силу имеет только КЭП (п.1 ст. 6 федерального закона от 06.04.2011 №63-ФЗ), которая приравнивается к собственноручной подписи. Если вы не уверены в том, какую подпись будет использовать ваш контрагент, то предварительно необходимо подписать «бумажное» соглашение об использовании ЭДО. Использование такого соглашения прямо предусмотрено в п.2 ст. 6 федерального закона от 06.04.2011 № 63-ФЗ и легализует подписи НЭП и ПЭП.